НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Эксперты

Июнь 26, 2023

Высококультурный человек как стратегическая цель качественного образования и основа развития межкультурной компетенции педагогов

Высококультурный человек как стратегическая цель качественного образования и основа развития межкультурной компетенции педагогов

Фуад Теюб оглы Мамедов, профессор кафедры истории Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор исторических наук, президент Ассоциации культуры Азербайджана «Симург», вице-президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия», иностранный член РАЕН, почетный член ВАС, академик МАГИ, МАНПИР, МАПСН, МГА.

«Культура спасет мир, если мир защитит культуру!»

В условиях глобализации взаимосвязанная и взаимозависимая мировая цивилизация оказалась в состоянии глубокого кризиса, обусловленного конфликтом культур и интересов, сокращением природных ресурсов, социально-экономическими, политическими и экологическими вызовами. В этих условиях для всего мира стало очевидным, что безальтернативной спасительной силой человечества является только высокая духовная культура.
Всякая цивилизация включает в себя два основных ареала: духовную культуру и анти-культуру. Духовная культура – это гуманистический созидательный процесс, его результаты, ценности и технологии, обеспечивающие сохранение человеческой жизни и улучшение ее качества. Экономическое производство, материальные предметы и ценности являются, прежде всего, продуктом материализации результатов интеллектуального труда человека.
Духовная культура - безусловный фактор спасения человека и человечества от зла и гибели как результата неправильного мышления и поведения, во многом обусловленных сверхэгоизмом одних и невежеством других. Она включает в себя все созданные для удовлетворения жизненных потребностей блага культуры, позитивное и прогрессивное достояние, обеспечивающее безопасную жизнь общества и человечества. Это достижения науки, образования и просвещения, литературы и искусства, способствующие развитию интеллектуальной и нравственной культуры общества, техники и технологии, культуры труда и производства, культуры семьи и жизнедеятельности, человеческих и международных отношений, права, медицинской, экологической и религиозной культуры.
Антикультура – это, во многом обусловленные сверхэгоизмом одних и невежеством других, опасные для мира и устойчивого развития народов деструктивные явления и процессы, разрушающие нравственность и гуманистические основы жизни человечества.
В условиях цивилизационного кризиса стратегической задачей каждого государства, нацеленной на позитивный образ будущего, является совершенствование жизнеспособного общества и сильного государства, с эффективной культурой - наукой, образованием и искусством, конкурентоспособным человеческим потенциалом и экономикой, обеспечивающими высокое благосостояние и обороноспособность, устойчивое и безопасное развитие.


Цивилизационный кризис, неопределенности и постоянные изменения в политике и экономике оказывают негативное влияние на развитие науки, образования и культуры, способствуют девальвации нравственных ценностей. Это порождает серьезные опасности и риски для национального развития каждой страны, выдвигая новые требования к обеспечению конкурентоспособности и безопасности государства.
Мерилом оценки достижений общества служат – уровень жизни, определяемый, прежде всего, интеллектуальным потенциалом общества и гуманистическим отношением к человеку, ибо в научных знаниях людей заключена сила духовной культуры, а в гуманистической идеологии – энергия национального самосознания народа. При этом критерием ценности человека является не национальность или этнос, не религия, не место рождения, не место проживания, не профессия, а его духовная культура. Исходя из этого, каждое государство должно содействовать формированию и развитию в обществе высококультурных, достойных людей.
Стратегическое значение для решения этой приоритетной международной задачи имеет образование - социальный институт, призванный обеспечивать высокое качество воспитания и обучения детей, молодежи, а также самообразование людей разного возраста на основе ценностей высокой интеллектуальной и нравственной культуры.
Системный культурологический анализ опыта мирового развития показывает, что характерные для глобализации деструктивные процессы во многом обусловлены девальвацией ценностей интеллектуальной и нравственной культуры, невежеством одних и сверхэгоизмом других людей. Эта тенденция ведет к разрушению позитивных стандартов и норм жизнедеятельности, снижению уровня востребованности научных знаний и ответственности людей, и даже к военным конфликтам и войнам. Исходя из этого, путем совершенствования стратегий культурного развития, неограниченные преобразовательные возможности духовной культуры должны быть поставлены на службу устойчивому и безопасному развитию всего человечества.
Успехи прогрессивной социально-культурной политики каждой страны, нацеленной на рост благосостояния и безопасности народа, в решающей степени зависят от уровня, качества и темпов развития конкурентоспособного человеческого капитала, ядром которого являются высококультурные люди, обладающие необходимым уровнем научных и практических знаний, умений, организованности, нравственности и созидательной деятельности.
Высококультурный человек является возобновляемым стратегическим ресурсом и главной движущей силой устойчивого, конкурентоспособного и безопасного человеческого развития. Миссией высококультурного человека, обладающего соответствующим уровнем знаний, умений, организованности, нравственности и созидательной деятельности, является самосовершенствование и служение развитию общества и государства. Такой человек стремится к достойной жизни не только для себя, но и ради блага своих сограждан, на основе принципов добра, знания, созидания, социальной справедливости, патриотизма и человеческой солидарности. Творческая деятельность таких людей повышает энергию и преобразовательные возможности культуры как созидательного процесса. Высококультурные люди, личности и лидеры служат основным капиталом экономики и социальной жизни страны, обеспечивающим рост благосостояния общества и качества жизни народа, дающим достойные и своевременные ответы на вызовы времени.


В силу этого формирование и развитие высококультурных людей должно стать одной из стратегических целей государственного строительства и управления. Руководствуясь этой целью, политические и культурные элиты, каждый ученый, педагог, политик и общественный деятель, любящий свой народ, должен способствовать «производству» высококультурных людей путем перманентного развития интеллектуальной и нравственной культуры своих граждан. Важнейшими социальными технологиями такого производства служат наука, образование и просвещение людей, в первую очередь, детей и молодежи, развитие культуры личности, семьи, трудовых коллективов и общества в целом. Индивидуальными технологиями самосовершенствования личности являются - самообразование, самопознание, самовоспитание и самоуправление, а источниками - хорошие книги, музеи, театр и путешествия; общение с мудрыми людьми; конференции, лекции, семинары и тренинги; наблюдения закономерностей жизни природы и общества.
Принимая во внимание социальную ценность высококультурных людей, в рамках государственной социально-культурной политики каждого постсоветского государства, правильным ответом на современные вызовы, может стать разработка и реализация, национальных образовательных программ «Высококультурный человек», нацеленных на «производство» высококвалифицированных специалистов и достойных граждан, составляющих ведущее ядро конкурентоспособного человеческого капитала.

Для успешного осуществления стратегической задачи перманентного развития конкурентоспособного человеческого капитала и его ведущего ядра - высококультурных людей, особое значение имеет наука о культуре – культурология, ставшая ключевой научной парадигмой XXI века. Это наука о позитивной человеческой жизнедеятельности, изучающая, на основе системного подхода, - сущность, особенности, историю, достижения, законы развития, технологии и инновационные преобразовательные возможности человеческого развития. Практическая ценность культурологии для человеческого развития и, в частности для образования, состоит в том, что она содержит в себе ответы на многие вопросы, поставленные прогрессивной мыслью человечества в разные периоды его истории. Она отвечает на вопросы «что» и «как» нужно делать для достижения успеха в диалектически меняющихся условиях, совершенствования процессов национально-культурного развития, технологий человеческой жизнедеятельности, государственного строительства и управления.
Универсальные культурологические знания, распространяемые при помощи образования и просвещения, способствуют совершенствованию идеологии, интеллектуальной, нравствен-ной, правовой, управленческой, экономической, медицинской культуры, культуры труда, человеческих и международных отношений. Их распространение в обществе помогает формированию нового, культурологического мышления политиков и государственных служащих, направлению энергии диалектических противоречий развития общества и государства в созидательное русло человеческой деятельности, отвечающее национальным интересам. В силу этого широкое использование креативных возможностей культурологической науки в практике государственного строительства и управления открывает новые возможности для социально-культурного прогресса каждого общества и всего человечества.
Среди актуальных культурологических задач, способствующих устойчивому развитию разных странах мира, можно отметить следующие:
▪ Разработку инновационных моделей и прогнозов развития на основе компаративного культурологического анализа достижений и опыта развития прогрессивных государств, а также процессов и тенденций глобализации.
▪ Осуществление взвешенной политики меритократического обучения, воспитания и управления, способствующей высокой социальной мобильности общества.
▪ Изучение и рациональное использование трудов культурологов, содержащих научные и педагогические концепции и разработки, инновационные методологические принципы и практические рекомендации, отвечающие интересам устойчивого развития человечества.
▪ Содействие «производству» высококультурных граждан, развитию культурных элит, подготовке и использованию экспертов-культурологов, осуществлению культурологической экспертизы принимаемых решений и программ национального развития на всех уровнях.
▪ Практическое применение в государственном управлении таких научных принципов, как стратегия, технология, этика, социология и эстетика, а также универсального метода «Культурогическая пирамида» и инновационной культурологической методологии с ис-пользованием теории нечеткой логики Лютфи Заде.
На современном этапе развития общества постсоветских стран ключевое значение для устойчивого развития общества приобрело правильное культурологическое понимание куль-туры, как социального феномена, открывающее новые перспективы для использования ее неограниченных возможностей в целях улучшения качества жизни. В научном понимании культура – это постоянно развивающаяся целостная социальная система, созданная умом, душой и трудом человека, включающая созидательный процесс, его результаты в виде духовных и материальных ценностей и норм, а также технологии их производства, хранения, использования и трансляции. Это целостный социальный организм, гармонично сбалансированный в соответствии с потребностями человеческого развития, обусловленный природно-географическими условиями, генетическим кодом культуры, социальной средой, исторической обстановкой и культурным обменом. Каждая сфера культуры, как целостного социального организма имеет свою миссию, функции, цели, энергию, вектор развития и результаты,
4
поставленные на службу сохранения и улучшения человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем, каждая сфера культуры имеет свою «контекстуальную культуру», выражающую уровень и качество ее развития. В рамках цивилизации существует два противоположных социальных процесса, обусловленных качествами и действиями людей: культура, имеющая созидательную природу, и антикультура, обладающая деструктивным, разрушительным характером. Основными индикаторами культуры, как созидательного процесса цивилизации, являются знание, добро, труд, развитие и благосостояние. Антикультура связана с невежеством и сверхэгоизмом - источниками зла, бедности, уязвимости и деструктивности.
Научное понимание культуры, как целостной социальной системы, необходимое для повышения эффективности человеческого развития и культуры государственного управления, требует отказа от устаревшего, узкого советского представления о культуре как о «надстройке над экономикой», главным образом, отражающего этические нормы поведения, литературу, искусство и культурное наследие народа. Без правильного, культурологического понимания культуры, ее сущности, структуры, функций, объективно-исторических факторов развития, закономерностей и возможностей, формулы культурного человека трудно говорить об эффективности систем «духовного производства» общества, от которых зависит социально-культурный прогресс. Необходимо активно использовать в педагогической деятельности высокоэффективную методологию и достижения современной культурологии, основанные на системном понимании духовной культуры.
Культурология является высокоэффективным научным инструментом совершенствования духовной культуры общества, формирования культурогенеза граждан и осуществления инновационных культурологических реформ, отвечающих вызовам времени.
Обеспечение продуктивного культурогенеза народа за счет правильного синтеза лучших традиций и прогрессивных нововведений, отвечающих национальным интересам страны, является одной из определяющих задач государственной социально-культурной политики на современном этапе. Культурогенез происходит не только на основе собственных достижений и открытий, но и за счет стимулированной трансформации, то есть, критического анализа и творческого применения наиболее прогрессивных мировых достижений в области технологии, обыденной культуры и идеологии. Продуктивный культурогенез каждого народа требует постоянного совершенствования научно обоснованной социально-культурной политики, воплощающей в себе наиболее ценное культурное наследие и достижения мировой культуры. Важную роль в этом процессе играют культурные ценности народа. Они оказывают влияние на мышление, психологию, мировоззрение, интеллект, мотивы, поведение, нравы, характер, судьбу граждан. Культурные ценности общества состоят из общечеловеческих и национальных. Общечеловеческие ценности – это ценности жизни и любви, науки и гуманизма, человеческого достоинства и человеческой солидарности, свободы и равенства. К национальным ценностям относятся: система интеллектуальных, нравственных и материальных ценностей, национальный язык, образ жизни, обычаи, традиции, быт, одежда, кухня, праздники, верования, религиозные убеждения. Это также психология, характер, самосознание, менталитет, мировоззрение, идеология, искусство, фольклор, традиционные нормативы поведения, социальная этика, опыт, накопленный в духовном освоении действительности и культурное наследие.
Формирование культурных ценностей народа происходит на индивидуальном, социальном и государственном уровнях. На уровне личности оно происходит на основе ценностных ориентаций и выбора предпочтений человека в мире идей, предметов, образа жизни и видов деятельности. На социальном уровне - путем создания идей и предметов в виде духовных и материальных ценностей и норм общества, обусловленных потребностями и способностями людей. На уровне государства – созданием стратегически важных культурных ценностей, аккумулирующих в себе наиболее значимые научные, нравственные и технологические достижения нации и всего человечества, обеспечивающие устойчивое развитие, конкурентоспособность и безопасность общества.

При этом базовое значение имеет обеспечение опережающего развития интеллектуальной культуры, как условия экономической независимости, конкурентоспособности и безопасности государства, ибо истинный ресурс производителей материальных благ заключен в интеллекте человека. Интеллектуальная культура играет роль флагмана национального развития, что обусловливает значимость целенаправленного формирования государством востребованности интеллектуального труда, науки, образования и просвещения, как основных механизмов инновационного развития и жизнеспособности общества. Государства, обеспечивающие востребованность интеллектуальной культуры и мотивацию умственного труда, предотвращая «утечку мозгов», способствуют конкурентоспособному развитию национальной науки и технологии. В этом отношении, исходя из успешного опыта Японии, можно было бы считать актуальным для государств постсоветского пространства заимствование лозунга «просвещенного правления» Мэйдзи: «национальный дух плюс европейские (Ф.М. – современные научные) знания».


Важнейшей нравственной основой развития каждого государства является гуманистическая идеология, способствующая росту национального самосознания, высоких нравственных качеств личности, гражданской культуры и равенства возможностей развития всех слоев, сословий и категорий общества. Стратегической идеологической ценностью и мощным нравственным стимулом развития народа является Государственный флаг и гимн - символ достоинства, гордости, нерушимого единства народа каждой страны, его нравственного богатства, исторических достижений, героизма и надежного будущего.
Достижение гармоничного развития интеллектуальных и нравственных ценностей требует периодических трансформаций национальной культуры, обеспечивающих непрерывное совершенствование национальной культуры и дальнейший рост ее жизнеспособности. Практической формой осуществления таких трансформаций могут служить культурологические реформы, предполагающие развитие процессов аккультурации и инкультурации, распространение универсальных культурологических знаний, в особенности, среди детей и молодежи. Важнейшей задачей таких реформ является педагогическое содействие дальнейшему развитию человеческого капитала и всестороннему формированию его ядра – высококультурных людей.
Культурологические реформы – научно обоснованные социально-культурные трансформации, направленные на повышение жизнеспособности общества и государства. Они создают предпосылки для повышения темпов национального прогресса, за счет опережающего развития интеллектуальной культуры и нравственных качеств народа, обеспечения международных стандартов культуры труда и производства, высокой культуры государственного и социального управления, человеческих и международных отношений. Осуществление инновационных культурологических реформ призвано помочь установлению приоритетов развития интеллектуальной, этической, трудовой, правовой и управленческой культуры, опережающим развитием которых в определяющей степени обусловлен рост благосостояния общества, развитие конкурентоспособной экономики и высокой обороноспособности государства. Установление таких приоритетов неизбежно должно привести к образованию «точек роста» в стратегическом движении государства к «высоким» целям, обеспечивающим конкурентоспособность в мировом масштабе. Культурологические реформы обеспечивают политическую стабильность общества и культурный прорыв в области развития науки, образования, управления, экономики, экологии, здравоохранения, обороноспособности, культуры семей и молодежи, сокращение разрыва между культурным уровнем народных масс и культурных элит. Они закладывают необходимые пред-посылки для культурного возрождения и надежного будущего народа в новых исторических условиях.
Культурологические реформы предполагают создание государством условий, способствующих успешному осуществлению прогрессивных преобразований, к которым могут быть отнесены:
▪ Формирование в обществе правильного, научного понимания сущности и огромных пре-образовательных возможностей духовной культуры.
▪ Совершенствование стратегических направлений и государственных приоритетов национального развития;

▪ Содействие приоритетному развитию интеллектуальной, этической, правовой и управленческой культуры, как основы социально-экономического прогресса общества.
▪ Введение в систему государственной системы образования дополнительного культурологического образования в целях подготовки, переподготовки и воспитания высококвалифицированных специалистов для различных областей духовного и материального производства.
▪ Формирование меритократического обучения и воспитания детей и молодежи, способствующего сильной мотивации высокопроизводительного труда и устойчивого государственного порядка, а также преодолению социального неравенства, как фактора потенциальной угрозы социально-политической стабильности общества.
▪ Оценка и эффективное использование имеющихся специалистов и результатов их деятельности в целях социально-культурного прогресса; создание благоприятных материально-технических и социальных условий для их жизнедеятельности.
▪ Введение обязательной культурологической экспертизы программ и проектов устойчивого национального развития.


Культурологические реформы – путь к активизации роли творческой интеллигенции, культурных и политических элит в «духовном производстве» – деятелей науки, образования, литературы и искусства, политиков, управленцев, юристов, журналистов и других специалистов, обладающих высокой профессиональной компетенцией. Они не только будут способствовать повышению качества образования и межкультурной компетенции, но и помогут укреплению патриотизма, культурной идентичности, единства, солидарности и сотрудничества людей, представляющих разные социальные категории, этносы и религии на основе национальных интересов страны. Одним из важнейших результатов реформ станет сплочение общества, представителей различных этносов и конфессий на основе единства идеологических ценностей гуманизма, меритократии и патриотизма.
В соответствии с вызовами глобализации, в рамках культурологических реформ представляется целесообразной создание в различных странах, по эгидой министерств культуры и образования, научно-образовательных центров культурологии.


Целями таких центров могут служить:


▪ Разработка и реализация национальных программ «Высококультурный человек, как возобновляемый стратегический ресурс и главная движущая сила устойчивого развития».
▪ Разработка культурологической концепции стратегии устойчивого национального развития на ближайшее будущее.
▪ Осуществление дополнительного культурологического образования и просвещения учителей, журналистов, государственных служащих, специалистов, семей, молодежи, детей, а также представителей старшего поколения.
▪ Организация специальных культурологических лекций, тренингов и мастер-классов для руководителей и персонала министерств, государственных комитетов, агентств, ведомств и исполнительных властей страны.
▪ Подготовка экспертов-культурологов для осуществления культурологической экспертизы и мониторинга эффективности программ и проектов национально-культурного развития.
▪ Разработка предложений по созданию в стране культурологических дошкольных учреждений, школ и культурологических центров.
▪ Подготовка предложений по созданию в каждой стране Института или Академии культурологии, а также межведомственного совета по защите диссертаций в области истории и теории культуры.
Осуществление культурологической экспертизы принимаемых решений поможет обеспечивать эффективность и качество духовного и материального производства и управления в стране, определять степень соответствия приоритетов, темпов и качества культуры труда и результатов труда - международным стандартам и нормам, закономерностям и тенденциям глобальных процессов.


▪ Организация на государственном телевидении культурологической просветительской программы «Понимание», способствующей развитию высококультурных людей, как основы национального человеческого капитала.
▪ Разработка и реализация программ меритократического воспитания и управления в семье, как мотиватора развития и самосовершенствования людей, высокой производительности общественного труда и здоровой конкуренции между гражданами, стимулирующей их созидательную деятельность на благо общества.
▪ Подготовка и проведение ежегодных республиканских конкурсов «Высококультурный человек», стимулирующих процессы аккультурации и инкультурации граждан и др.
Деятельность научно-образовательных центров культурологии в различных странах поможет не только осуществлять дополнительное культурологическое образование и просвещение специалистов и населения, обеспечивающих рост интеллектуальной культуры общества, но и сохранять и развивать национально-культурную идентичность, на основе лучших нравственных качеств и патриотических традиций народа. Она будет способствовать наполнению новым, культурологическим содержанием систем «духовного производства» страны, дальнейшему совершенствованию процессов культурогенеза народа и модернизации национальной культуры. Это обеспечит дальнейший рост духовной культуры и производительности общественного труда, креативности и социально-политической стабильности общества, героизма и самоотверженности граждан в борьбе за благосостояние и безопасность каждой страны. Вместе с тем она поможет процессу дальнейшего сближения культур и гармонизации интересов разных народов в борьбе за спасение мира от деструктивных процессов, конфликтов и войн, за лучшее будущее человечества.
Исходя из ценности высококультурного человека для национального развития, необходимо создавать и развивать в различных странах мира «культурологические фабрики» высокой духовной культуры, как механизмы «производства» высококультурных людей. Чем больше будет в современном мире высококультурных, достойных людей, тем выше будет уровень культуры мира, производительности и качества труда, взаимопонимания, добродетельности, солидарности и человеческого счастья, социальной безопасности и качества жизни.
Решению этой актуальной задачи поможет законодательное введение дополнительного культурологического образования, просвещения и воспитания на всех уровнях – в высших и средних школах, в детских садах, в семьях; для молодежи и представителей старшего поколения. Культурологическое образование и просвещение политиков и управленцев, учителей и журналистов, правоведов, дипломатов и других специалистов, а также молодежи, детей и старшего поколения будет способствовать достижению высоких стандартов интеллектуальной, бытовой, производственной, правовой, межличностной, межнациональной, межрелигиозной, политической, социальной и гражданской культуры общества. Оно поможет формированию у граждан культурологического мышления и системного подхода к анализу окружающего мира, помогающего принимать правильные решения во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Организация дополнительного культурологического образования, просвещения и воспитания, с учетом сформулированных Ассоциацией культуры Азербайджана «Симург» инновационных управленческих постулатов, обеспечит более высокий уровень научных знаний и умений, этики и ответственности в общественном производстве и государственном управлении. Она будет способствовать повышению качества культуры труда и управления, преодолению явлений некомпетентного управления в различных сферах общества, гармонизации процессов деятельности людей и коллективов на платформе общенациональных интересов. Это неизбежно приведет к дальнейшему росту уровня производительности труда в производстве и управлении, придаст новый импульс развитию культуры человеческих и международных отношений, культуры труда, производства и культуры ответственности граждан во всех сферах социальной, экономической и государственной жизни общества.




Возврат к списку